рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Бобо-дехкон

Бобо-дехкон, в мифологии узбеков, туркмен (Бабб-дайхбн), киргизов (Бабб-дыйкбн), казахов (Дикбн-бабб, Дикбн-атб), каракалпаков (Дийхбн-бабб) и таджиков (Бобу-и-дехкун) покровитель земледелия. Образ доисламского происхождения, первоначально — местное божество. Обычно представлялся в виде крепкого старика (у киргизов — также птицы). В мифах имеет черты культурного героя. Согласно одному из них, Бобо-дехкон изобрёл первый плуг (причём одна его деталь была подсказана Бобо-дехкон шайтаном). По туркменскому мифу, также воспользовавшись подсказкой шайтана, Бобо-дехкон провёл первый оросительный канал. т. к. вода не шла в вырытый им арык, Бобо-дехкон решил выпытать у шайтана, в чём его ошибка. Нарядившись в праздничные одежды и взяв лепёшку хлеба, он с радостным видом прошёл мимо шайтана. Не обнаружив притворства, тот сказал: «Наверно, Баба-дайхан догадался, что арык должен быть не прямым, а извилистым, как река». Так Бобо-дехкон сумел воспользоваться познаниями шайтана. У узбеков и таджиков крестьянин, осуществлявший первую символическую пахоту и сев, считался живым воплощением Бобо-дехкон (деда-земледельца). С Бобо-дехкон связывали и большинство других сельскохозяйственных обрядов. Юго-западные туркмены посвящали Бобо-дехкон специальный участок земли. В кон. 19 в. Бобо-дехкон часто отождествлялся с Адамом.

Лит.: Андреев М. С. По поводу процесса образования примитивных среднеазиатских древних цехов и цеховых сказаний (рисаля), «Этнография», 1927, No 2; Сухарева О. А., К вопросу о генезисе профессиональных культов у таджиков и узбеков, в кн.: Труды АН Таджикской ССР, т. 120 — Памяти М. С. Андреева, Сталинабад, 1960; Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М., 1969, с. 218-21; Мухиддинов И., Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX — начале XX в., М., 1975, с. 91-93, 97-98, 102-108.

В. Н. Басилов

Оцените эту статью
Sidebar