рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Будда

Будда (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробужденный»), в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Будда имеет много параллельных терминологических наименований, как, например, татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина («победоносный»). Первоначально словом «Будда» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других Буддах. В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть Будд, которые появились до Шакьямуни, в «Буддхавансе» их число возросло до 24 («здесь будет изображение»). Первым среди них считался Дипанкара (при нём, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать Буддой); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее. По представлениям мифологии хинаяны, Будда всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать Буддой, он имеет махапурушалакшану; после достижения нирваны (т. е. состояния Будды) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция Будды — проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны). В мифологии махаяны число Будд возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет своё «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый Будда имеет свою буддакшетру [поле (влияния)], которая находится в определённом месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, Будда могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функцией Будды является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах (см. Амитабха). В связи с этим возникла идея о тождестве всех Будд, которая нашла выражение в концепции о «трёх телах Будды» (см. Трикая). В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон Будды в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же Будды). В мифологии ваджраяны число Будд тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число Будд ограничивается пятью т, н. дхьяни-буддами (букв. «буддами созерцания») и соответствующими им пятью земными Буддами «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхъю и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце 1-го тыс. н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совладают с буддами в мифологии махаяны) не представляются реально существующими и находящимися в определённых точках времени и пространства, они скорее всего — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и т. д., (см. таблицу). Каждый дхьяни-будда имеет и свою «семью», т. е. комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.

Лит.: Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919, Grьnwedel А., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabrьck, 1970; Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L, 1976; Conze E., Buddhism, N. Y., 1959; Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975.

Л. Э. Мялль

Оцените эту статью
Sidebar