рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Дзимму-тэнно

Дзимму-тэнно (др.-япон., «правитель Дзимму»), мифический правитель Японии, восшествие которого на престол официально считается началом создания японского государства (660 до н. э.). Согласно «Кодзики» (св. I) и «Нихонги» (св. I), будущий правитель, внук Хоори и дочери морского царя Тоётама-химэ, появился на свет четвёртым (последним) сыном бога Угаяфукиаэдзу («бог ненастеленной баклановой крыши», назван так потому, что Тоётама-химэ родила его, прежде чем успели настелить перьями баклана крышу покоев, приготовленных для её родов) и Тамаёри-химэ, сестры его матери. При рождении наречён Вакамикэну-но микото («бог священной пищи»), Камуямато-ива-рэбико-но микото [«юноша бог Иварэ из священного Ямато» (Ямато — древнее наименование Японии, Иварэ — древнее название её южной части)] и другими именами. В «Кодзики» и «Нихонги» рассказывается о завоевательном походе Дзимму-тэнно «на Восток» (в страну Цукуси, как в Древней Японии именовался остров Кюсю). Далее мифологические рассказы переходят в легенды и исторические предания, доводящие изложение событий до правления реальных государей Японии. В 1871, т. е. вскоре после реставрации императорской власти, в Японии был установлен праздничный день (11 февраля) — день начала правления Дзимму-тэнно (был отменён в 1945, восстановлен в 1966 под названием «Годовщина создания государства «). Имя Дзимму и титул тэнно, появившиеся в более поздних мифах, составлены из китайских корневых слов и означают: Дзимму-тэнно — «божественный воин», тэнно — «небесный правитель». Очевидно, в образе Дзимму-тэнно контаминированы сведения о ряде правителей Японии 5-6 вв.

Лит.: Уэда Масааки, Ообаяси Таpё, Кодай бунка-но надзо-о мэгуттэ (О загадках древней культуры), Токио, 1977.

E. M. Пинус

Оцените эту статью
Sidebar