рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Каравай

Каравай, коровай, в восточнославянской мифологии и ритуалах обрядовый круглый хлеб с украшениями и мифологическое существо, символ плодородия. Приготовление Каравая было связано с комплексом обрядов, длившихся несколько дней с участием специальных жрецов (при русском великокняжеском дворе в 16-17 вв. были специальные придворные — коровайчата); использовались особые архаические орудия, в частности обрядовые жернова для приготовления муки. По словам белорусской песни, «Сам бог коровай месить»: пекущие просят бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить и печь. Связь Каравая с богом может быть отражена в украинских его названиях: дивень, дивний коровай, «божий Каравай» (см. также Див). В свадебных обрядах Каравай с фаллическими символами воплощал жениха, две половины Каравая или два Каравая — жениха и невесту. О солярной символике свидетельствуют солярные и лунарные знаки на Караваях; в белорусской обрядовой свадебной поэзии Каравай отождествлялся с солнцем и месяцем; Каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц с зарёй и т. п. Вся символика Каравая соответствует мифологическим символам, присущим древу мировому (с солнцем и месяцем у вершины и т. д.): образу рогатого животного у мирового древа отвечает представление самого Каравая или связанных с ним фигурок из теста в виде коровы или быка. Этим объясняется и связь названия Каравая (ср. сербохорв. краввj, словен. kravвj, болг. кравай) с названием коровы. Комплекс коровайных обрядов нашёл отражение у южных (а косвенно и у западных) славян; этот комплекс может быть возведён к общеславянскому.

Лит.: Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий, «Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских, 1865, кн. 2; Сумцов H. P., Хлеб в обрядах и песнях, Харьков, 1885; Hиколький H. M., Происхождение и история белорусской свадебной обрядности, Минск, 1956; Иванов В. В., Топopов В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974, с. 243-58.

В. В. Иванов,
В. Н. Топоров

4 (80%) 2 votes
Sidebar