рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Лары

Лары (Lares), в римской мифологии божества — покровители коллективов и их земель. Чаще почитались как недифференцированное целое отдельными фамилиями, соседскими общинами, гражданской общиной. Римляне выводили культ Лар из культа мёртвых (Serv. Verg. Aen. V 64; VI 152). Фамильные Лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря Лар и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслу — живавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа Лары (см. рис.: здесь будет изображение).
Как покровителей соседской общины и добрососедских отношений Лар почитали на перекрёстках (compita, компитальные Лары), где сооружались святилища с числом отверстий, равным, числу примыкавших к перекрёстку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов.
Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений Ларам как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с хтонической Ларентой-Ларундой, Манией (см. Маны) и иногда отождествлявшейся с ней матерью Лар, получавшей в виде жертвы бобовую кашу. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Ларам и компитальным Ларам. Компиталии, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием.
Обслуживали культ компитальных Лар коллегии плебеев и рабов. Август в 12 до н. э. реформировал культ Лар, образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего гения. Однако в домах и имениях Лары продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изображались фамильные и соседские Лары в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители).
Своих Лар имела и римская гражданская община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов — арвальских братьев, при ритуальном очистительном обходе территории города. Греки отождествляли Лар с героями, культ которых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н. э., посвящённая «лару Энею» (т. е. герою Энею); толкование Лар как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетельных, могучих мужей, ставших богами (Serv. Verg. Aen. I 441; III 169; III 302; VI 378).
В провинциях Лары отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают Лар с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.

Лит.: Latte K., Rцmische Religionsgeschichte, Mьnch., I960, S. 92-100; Dumezil G., La rйligion romaine archaique, P., 1966, p. 335.

E. M. Штаерман

Оцените эту статью
Sidebar