рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Лето

Лето (Лnto), в греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебы (Hes. Theog. 404-408), родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем led. leth, указывающим на «ночь» и «забвение», тем более, что мать её Феба — луна, а сестра Астерия — звезда. Однако, вероятнее всего, — это божество догреческого происхождения, и мифы о Лето восходят к догреческим малоазийским корням, а имя её связано с ликийским lada, «жена», «мать» (см. рис.: здесь будет изображение). По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии (Малая Азия) был храм Лето (XIV 3, 6), на острове Родос ей была посвящена роща (XIV 2, 2), на Крите город с догреческим населением, названный именем Лето Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется её незаконная связь с Зевсом, преследование её Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето. В мифах создан образ Лето как страдающей матери, «вечно милой», «самой кроткой» (Неs. Theog. 406-407), которая благодаря своим детям заняла почётное место на Олимпе. Лето изображается и прославляется как мать и жена (ср. ликийск. Лада). В гомеровском гимне (Hymn. Ноm. I) описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, её просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, вокруг её «лучшие среди богинь» — Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и др. Злобная Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с её помощью появляется на свет Аполлон (I 25-126). Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, став священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей (Callim. Hymn. IV 55-274). Согласно Атенею (XIV, р. 614 в.), на Делосе находилось древнейшее изображение Лето — грубый фетиш в виде неотделанного полена. Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают её и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать (Тития, Пифона, детей Ниобы).
Лето, Аполлон и Артемида всегда единодушны (см. рис.: здесь будет изображение). Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея, а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту (Hom. Il. V 445-448). Гермес даже не пытается сразиться с Лето, признавая себя заранее побеждённым. Сама же богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправляется на Олимп, чтобы вместе с Зевсом утешить дочь (XXI 497-504).
Великую гордость материнства испытывает Лето, когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына (Hymn. Hom. I 1-13). Образ Лето — это образ богини-матери, прославленной в детях. В римской мифологии Лето известна под именем Латоны.

Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 439-40, 464-67; его же. Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского Государственного педагогического института им. Ленина», 1953, т. 72, No 3, с. 181; Bethe E., Das archaische Delos und sein Letoon, «Hermes», 1937, Bd 72, No 2.

А. Ф. Лосев

Оцените эту статью
Sidebar