рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Мак

Мак. В мифопоэтической традиции Мак связан со сном и смертью. В греческой мифологии Мак — атрибут Гипноса, божества сна, брата-близнеца смерти (Танатоса), связанного со смертью; оба брата живут в подземном царстве (Hom. Il. XIV 231; XVI 672; Hes. Theog. 211, 758). Гипнос с помощью Мака усыпляет, приносит всем сладкое успокоение (Hes. Theog. XXIV 25), даже Зевсу. В римской мифологии Церера в поисках Прозерпины странствует по земле, не находя себе покоя и не в силах прервать поиски и отдохнуть; тогда боги делают так, что при каждом шаге Цереры возникают цветы Мака, богиня собирает их и, набрав букет, наконец, засыпает. Считалось, что Мак посвящён Церере (иногда Диане), поскольку он растёт среди злаков.
Происхождение Маков связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека или дракона (напр., в английской фольклорной традиции Маки появляются из крови дракона, убитого святой Маргаритой). В христианской литературе распространено представление, что Маки растут на крови распятого на кресте Христа (Мак как символ невинно пролитой крови). В обрядах вызывания дождя во время засухи в Полесье в колодец бросали («сеяли») зёрнышки Мака, освящённого в день Маковея, колотили или мешали воду киёчками (палицей — оружием громовержца), приговаривая: «Макарка, сыночек, вылазь из воды, разлей слёзы по святой земле!»; им обсыпали хату, хлев, могилы «ходячих» мертвецов и др. Связь Мака с громовержцем подтверждается и многочисленными редуплицированными названиями Мака, совпадающими (или весьма сходными) с именем громовержца или с именами непосредственно связанных с ним персонажей более низкого уровня; наряду с латинским названием Мака — papaver (ср. имена громовержца в индоевропейской мифологии) на Балканах бытуют названия Мака (иногда бабочки) типа албанск. paparune, румынск. рaparuna, pirpirunл, новогреч. papparouna, болг. папоруна, папаронка, поперуга; македонок, пеперуга, пеперуда и т. п. В этом контексте показательна и синонимия образа Мака и других вегетативных образов с близкой функцией (ср., напр., русские загадки типа: «Всю землю прошёл, красну шапочку нашёл», предполагающую две разгадки — Мак и гриб). Имеется большое число данных об использовании Маков в колдовстве, магии (в частности, в заговорах), а также в гаданиях, предсказаниях, при ситуациях выбора. Применение мака в народной медицине в значительной степени также согласуется с мифологизированным образом Мака. Так, в ряде традиций название одного из растений семейства маковых — чистотела (Chelidonium majus L.), используемого, в частности, при глазных болезнях, соотносится с названием ласточки, что согласуется с поверьем о ласточке, собирающей сок Мака для возвращения зрения слепорождённым детям.

Лит.: Толстые Н. И. и С. М., Заметки по славянскому язычеству. 2, Вызывание дождя в Полесье, в сб.: Славянский и балканский фольклор, М., 1978, с. 101-03; Топоров В. Н., Др.-греч. makar, makarios и подобное (marginalia к статьям о маке и вызывании дождя), в сб.: Balcano-Balto-Slavica, M., 1979, с. 39-46; Судник T. M., Цивьян Т. В., Еще о растительном коде основного мифа: мак, там же; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 880-81.

В. Н. Топоров

В нидерландской и немецкой живописи 15-16 вв. цветущий Мак изображается либо как целебно-магическое растение (напр., в Изенхеймском алтаре М. Нитхардта), либо как «цветок смерти», отмечающий границу «мира иного» (у X. Босха и др.); некоторое значение здесь, возможно, имели и алхимические ассоциации (красный Мак на скале как один из символов зарождения «философского камня»), В литературе обычно развивается восходящая к античности метафорика Мака как источника сырья для опия (ср. роль Мака в «Натане Мудром» Г. Э. Лессинга). У художников-символистов Мак — один из излюбленных «цветов зла» (букеты M. y О. Редона).

M. H. Соколов

5 (100%) 1 vote
Sidebar