рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Малаки-тауз

Малаки-тауз (от араб. «ангел-павлин»), в мифологии езидов (исповедующая особую религию часть курдов) верховный ангел. Изображается в виде павлина (петуха). Слово «Малаки-тауз » употребляется вместо имени Зазаил, которое обычно не произносится. Образ Малаки-тауза складывался, испытывая влияние иудео-христианских, иранских, суфийских представлений. Малаки-тауз — эманация верховного бога-демиурга, носитель активного начала в мире (демиург не вмешивается в земные дела и общается с миром через посредство семи ангелов) (ср. суфийско-персидскую легенду о создании богом мирового духа в виде павлина). В то же время Малаки-тауз — падший ангел, который, однако, будет непременно прощён богом (в других вариантах мифа он уже прощён). Абсолютизация этой ипостаси образа Малаки-тауза способствовала формированию ошибочного представления о езидах как дьяволопоклонниках (в то время как езиды вообще отрицают существование зла как самостоятельного начала). Представления езидов о падении Малаки-тауза отличаются как от иудео-христианского мифа о дьяволе, так и от зороастрийского и манихейского дуализма (с которым они, по-видимому, генетически связаны) с их известной автономностью злого начала. Малаки-тауз, видимо, был отринут богом вследствие своей связи с земным миром. По одному из вариантов мифа, Малаки-тауз, никогда не видевший лица бога, попросил его об этом. За это бог бросил его на тот свет и сделал царём рая, потому что на этом свете лицо бога видеть нельзя. Отсюда явствует первоначальное присутствие Малаки-тауза именно на «этом свете». Малаки-тауз (в других вариантах — мученик Абрикий) уничтожает ад, где он томился, залив адский огонь своими слезами, которые в течение семи тысяч лет наполнили семь сосудов. В мифе о сотворении человека Малаки-тауз играет роль, сходную с ролью библейского сатаны-искусителя. Бог поручает Малаки-таузу, сотворившему Еву, вывести прародителей из рая, чтобы их потомством населить землю. Малаки-тауз побуждает их попробовать виноград (или пшеницу), отчего у них начинается боль в желудке и они узнают, что такое страдание. Малаки-тауз пробивает в нижней части тел Адама и Евы необходимые отверстия (в другом варианте их проклёвывает птица); лишившиеся невинности прародители изгоняются из рая (ср. также восточную легенду о том, что дьявол предстал перед Евой в облике павлина).
Малаки-тауз связан с солнечным началом: он отождествляется с солнцем — Шейх-Шемсом и (шире) со светоносным ангелом (ср. Люцифер). Изображение Малаки-тауза в виде павлина соотносится с солярной символикой павлина в других мифологиях (напр., Юго-Восточной Азии). Иногда Малаки-тауза называют ангелом веры, в этом качестве он сопоставим с иранским Сраошей — духом веры, послушания и дисциплины (священная птица Сраоши — петух). Вместе с Малаки-таузом, составляя своеобразную триаду, почитаются езидские святые шейх Ади и халиф Язид I, которые считаются его воплощениями. Манифестацией Малаки-тауза езиды считают также Иисуса Христа.
Металлические изображения павлина — Малаки-тауз (санджак) употребляются езидами как оберег.

Лит.: Березин И., Езиды, «Магазин землеведения и путешествий», 1854, [т. 3], с. 428-54; Егиазаров С. А., Краткий этнографическо-юридический очерк езидов Эриванской губернии, в кн.: «Записки Кавказского отдела имп. Русского географического общества», 1891, т. 13, вып. 2, с. 171-234; его же, Извлечение из заметок г. Сиуффи об езидах, там же, с. 264-88; Карцев Ю. С., Заметки о турецких езидах, там же, с. 235-63; Курдский фольклор, собрали, составили, снабдили примечаниями и предисловием О. Джалил и Дж. Джалил, кн. 1-2, М., 1978; Menzel Th., Yazidi, в кн.: Enzyclopedie des Islam, Bd 4, Leiden-Lpz., 1934 (лит.); Zarayq Q. (ed.), The Jazidis, past and present, by Ismail Beg Choi, Beirut, 1934.

Оцените эту статью
Sidebar