рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Рагана

Рагана, в литовской и латышской мифологии ведьма. Литов. Ragana, ragana, латыш. ragana образовано от глагола со значением «видеть» — литов. regeti, латыш. redzet — и имеет ту же внутреннюю форму, что и рус. «ведьма» (от рус. «ведать», «видеть»). В народной этимологии наблюдаются попытки осмыслить название Раганы в связи с обозначением рога (литов. ragas, латыш. rags); этому способствует связь Раганы с рогатым чёртом или с рогатыми животными (так, Г. Стендер в 18 в. описывает Рагану как летающую по воздуху ведьму, которая превращается в кошку или разъезжает на козле). Названия Раганы у балтийских народов очень разнообразны (ср. литов. zyne, cerauninke, burtininke, keretoja, viedma и т. п. собств. «знахарка», «чаровница», «колдунья» и т. п.), как и весьма популярные народные поверья, рассказы типа быличек и т. п. По народным представлениям, Рагана принадлежит к категории людей со сверхъестественными способностями (литов. nepaprasti zmones, «необычные люди»). Раганами считаются чаще всего пожилые женщины, реже — девицы, которые по внешнему виду никак не отличаются от обычных людей. Одна из основных особенностей Раган — их оборотничество: Рагана может превращаться в кошку, свинью, собаку, козу, лошадь, рыбу (особенно в щуку), в пресмыкающегося, в жабу, в червя, даже в птицу (сороку, ворону, куропатку, ласточку). Рагана служит чёрту, выполняя его приказы (иногда чёрт называется «царём» Раган). Нередко сожительствует с чёртом. Рагана не тонет в воде (если только при ней нет иглы или какого-нибудь железного предмета) и обычно не горит в огне. В литовских сказаниях упоминается о школе Раган, якобы существовавшей в Германии (ср. поверья о шабашах на горе Броккен в Германии). Основная функция Раган — вредить людям и скотине (отмечаются изредка и невредоносные действия Раган, например они помогают найти вора или излечивают болезни). Чаще всего Раганы насылают на людей (обычно через еду, какие-либо предметы) болезнь и смерть или превращают их в зверей и птиц. Раганы портят домашних животных (особенно в день святого Ионаса — Иванов день, 24 июня): выдаивают коров, портят молоко, ездят по ночам на лошадях, мучая их, стригут овец, заколдовывают скотину и т. п. Они портят и растения, прежде всего зерновые и огородные, но также и траву (поражают градом), после чего случается неурожай. По жемайтским источникам, шабаши Раган устраиваются на горе Шатрия; иногда в этой связи говорится и о Киеве. Обычно шабаши справляют в ночь на святого Ионаса — Яниса, но иногда и на благовещение (литов. gandrines), в самый короткий день и самую длинную ночь. Раганы слетаются на метлах, ступах, мялках для льна, смазывая себе подмышки мазью. На шабашах они пляшут, поют, бражничают, рассказывают чертям, угощающим их, о своих злых поступках. Любимое угощение Раган — горох.

Лит.: Raganu lauzai Lietuvoje, Vilnius, 1966; Veilus N., Mitines lietuviu sakmiu butybes, Vilnius, 1977; Smits P., Latviesu tautas ticejurni, t. 1-4, Riga, 1940; Straubergs L., Latviesu buramie vardi, Riga, 1939.

В. В. Иванов,
В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar