рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Велс

Велс, Виелона, в балтийской мифологии бог загробного мира и скота. Польский автор 16 в. Я. Ласицкий упоминает Виелону (Vielona) как бога душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. В 17 в. Г. Стендер сообщает о Велсе (Wels) — боге мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых (Welli; ср. литов. vиle, «душа», veles, «тени усопших», слова того же корня, что и Велс); Велс связан со скотом и др. животными (у Стендера — «божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»). По сообщению автора 17 в. Эйнхорна, Велсу был посвящён месяц октябрь — Wдlla-Mдnes (ср. латыш. Велю мате, «мать мёртвых», их заступницу). Связь Велса со скотом очевидна в ритуале литовского праздника скерстувес, когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне — Езагулису (Ezagulis у Ласицкого) прийти за стол с мёртвыми и принять участие в трапезе (ср. белорусский обычай осенью приглашать дедовпредков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мёртвых в день поминовения усопших — литов. velнnes, veliai; латыш. Velu laiks, «время Велса». На том же празднике сжигались кости животных (ср. восточнославянский обряд сжигания «коровьей смерти» в день св. Власия, покровителя скота, см. Велес). В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о т. н. «мёртвой кости»: латыш. vela kauls, литов. navнkaulis, ср. рус. навья косточка, хетт. uallas hastai; само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и скот. Мифологические реконструкции позволяют утверждать, что некогда Велс входил в схему основного мифа восточнобалтийской традиции как противник громовержца Перкунаса (см. Балтийская мифология) и обладатель похищенного скота (см. также Велняс). Наиболее надежные мифологические соответствия образу Велса — славянский «скотий бог» Beлес (позже — св. Власий), древнеиндийские демоны Вала, Вритра — противники громовержца — и др. (см. Индоевропейская мифология). Связь «скотьего бога» с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище (ср. др.-греч. название его — Hlusios leimon — Елисейские поля с тем же корнем *uel-, а также тохарск. A wдl, «умирать», walu и лувийск. ulant, «мёртвый»).

Лит.: Gimbutas M., Velinas, «Proceedings of the Second Conference on Baltic Studies», 1970; её же, The Lithuanian, god Vйlnias, в кн.: Myth in Indo-European antiquity, Berk., 1974.

В. В. Иванов,
В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar