рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Старкад

Старкад [др.-исл. Starkaрr, Stцorkuрtr, от sterkr, starkr, «сильный» и Hцрr, имя бога (Xёд?); лат. Starcatherus, Starcardus], в скандинавской мифологии и эпосе герой, могучий воин-викинг, с именем которого связано множество подвигов, совершенных в Дании и Швеции. Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» называет его сыном Сторверка (Stуrverk, Stуrvirkr, «человек великого деяния»; русский переводчик Б. И. Ярхо передаёт его имя как «Сила Подвигович») и повествует о его службе датскому королю Фрото. Старкада описывали как уродливого клыкастого человека гигантского роста. У Старкада было шесть рук, враг великанов Тор сделал его двуруким, отрубив ему остальные. Старкад, дабы завоевать расположение Одина, умертвил по его повелению своего вождя, норвежского короля Викара [О. Хёфлер толкует имя Vikarr как «человек с волосами посвящённого» (богам)], удавив его и поразив мечом. По «Саге о Гаутреке», Старкад намеревался совершить лишь символическое жертвоприношение, надев Викару на шею петлю и прикоснувшись к его телу стеблем камыша, но петля впилась в горло, а камыш превратился в копьё и умертвил короля (ср. превращение омелы в копьё в мифе об убийстве Бальдра; второй член имени Старкад, видимо, Хёд — так звали невольного убийцу Бальдра). Старкад — «одинический» (связанный с Одином) герой, и заклание им Викара представляет собой воспроизведение жертвоприношения Одина (см. в ст. Один). А. Ольрик усматривает в этом акте отражение ритуального убийства короля, О. Хёфлер и Я. де Фрис — ритуал инициации.
Один покровительствует Старкаду. В ночь накануне жертвоприношения Старкад, разбуженный своим воспитателем, прибывает вместе с ним на остров, где на лесной поляне видит 11 человек, восседающих на престолах; 12-й престол занимает воспитатель Старкадаа, и присутствовавшие (видимо, боги) приветствуют его как Одина. Один определяет судьбу Старкада. Он дарует Старкаду три жизни, великолепное оружие и сокровища, сообщает ему дар поэзии, обещает уважение знати (в благодарность за это Старкад и производит культовое жертвоприношение Викара). Тор, противник Старкада, предрекает, что Старкад совершит злодеяние в каждую из трёх дарованных ему жизней, никогда не приобретёт земли и не будет удовлетворён тем, чем владеет, не запомнит ничего из сочинённого им и испытает ненависть простонародья.
Когда Старкад состарился и почти ослеп, чтобы не умереть в постели, но погибнуть от меча (ибо только при этом условии можно было получить доступ в вальхаллу к Одину), он соблазняет убийцу кошелём с золотом, и наконец, погибает от руки Хатера (Хёда?), отца которого умертвил. Согласно «Второй Песни о Хельги, убийце Хундинга» («Старшая Эдда»), Старкад пал в битве против Хельги. Более поздние версии сказания о Старкаде (исландские «Прядь о Норнагесте», «Прядь о Торстейне»), в которых Старкад приобретает гротескно-сатирические черты, повествуют о встречах Старкада с Сигурдом (в битве Старкад обращается в бегство, а догоняющий его Сигурд выбивает ему рукоятью меча клыки; в аду Сигурд мужественнее всех переносит адские муки, Старкад же, у которого из огня торчат лишь ступни, кричит громче всех).
Образ Старкада породил много толкований. В частности, Ж. Дюмезиль проводит параллель между Старкадом, ведийским Индрой и греческим Гераклом.

Лит.: Гуревич А. Я., Эдда и сага, М., 1979; Olrik A., Danmarks Heltedigtning, Bd 1-2, Kbh., 1903-10; Schneider H., Germanische Heldensage, Bd 2, Abt. l, Buch 2, B. — Lpz., 1933; Dumйzil G., Aspects de la fonction guerriиre chez les Indo-europeens, P., 1956; Turville-Petre E. O. G., Myth and Religion of the North, L., [1964]; Vries J. de, Altgermanische Religionsgeschichte, 3 Aufl., Bd 1-2, B., 1970.

А. Я. Гуревич

Оцените эту статью
Sidebar