рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Тара (буддийская мифология)

Тара (санскр. tara, «спасательница»), в буддийской мифологии бодхисатва, идам и праджня, наиболее популярный женский мифологический образ, воплощение беспредельного сострадания. В текстах хинаяны Тара. не упоминается, в махаяне она занимает второстепенное место, но в ваджраяне и особенно в народном буддизме в ареалах, где распространена ваджраяна (в Тибете, Монголии, Непале), культ Тар в популярности не уступает культам Авалокитешвары, Амитабхи, Ваджрапани, Ямантаки и других главных бодхисатв, будд и идамов. В пантеоне ваджраяны (по самому распространённому списку) насчитывается 21 Тара (с разными именами). Они представляются одетыми в платье индийской царевны и различаются по цвету, положению рук и ног. Все Тары имеют одну и ту же мантру (молитву). Самые известные — Зелёная Тара (Сяматара) и Белая Тара (Ситатара). Это милостивые ипостаси, остальные же — гневные.
Время и место возникновения образа Тары неизвестны, можно предположить, что он появился в 1-й половине 1-го тыс. н. э. в Индии. Первые европейские миссионеры, видевшие изображение Тары в Индии, отождествляли её с девой Марией. В Тибете, куда культ Тары начал проникать в 11 в. и достиг кульминации в 14 в., записано несколько мифов, повествующих о происхождении Тары. По одной версии, Тара родилась от слезы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира. В «Историях идамов» излагается другая версия. Когда-то многие кальпы тому назад жила принцесса, в которой проявился дух просветления (бодхичитта). Поэтому монахи сказали, что ей следовало бы в новом рождении появиться в облике мужчины. Принцесса отвергла эту идею, заявив, что не существует таких дхарм, как мужчина и женщина, и поэтому ей всё равно, чей у неё облик; кроме того, многие хотят в облике мужчины достичь нирваны, но очень мало найдётся тех, кто пожелает превратить женственность в средство достижения просветления. После этого она на многие кальпы погрузилась в созерцание и наконец дала перед буддой Амогхасиддхи клятвенное обещание избавлять все существа от мук сансары. Она стала Тарой и, начиная с этого момента, спасает каждый день мириады существ. Тара вошла также в добуддийский миф о происхождении тибетского народа от обезьяны (позднее признанной манифестацией Авалокитешвары) и похотливой горной демоницы, грозившей пожирать каждый день тысячи людей, если обезьяна не уступит её домоганиям. Демоница позднее была признана инкарнацией Тары, несмотря на отсутствие у Тары во всех остальных сюжетах подобных черт. Как праджня Тара выступает вместе с Авалокитешварой и с Амогхасиддхой. К Таре нередко обращались и как к идаму. В Тибете верили, что даже простое упоминание её имени может спасти от многих бедствий.
Ряд исторических лиц считался воплощением Тары, например жёны тибетского царя Сронцзангамбо — непальская принцесса — воплощением Зелёной Тары, китайская принцесса — Белой Тары; российская императрица Екатерина II была объявлена бурятами-ламаистами воплощением Белой Тары, жена 8-го богдо-гогэна Монголии считалась воплощением Зелёной Тары.

Лит.: Beyer St., The cult of Tara, Berk., 1973.

Л. Э. Мялль

Оцените эту статью
Sidebar